. Получай новые статьи себе на почту:

Елисейка, клуб заботливых мамочек

Как попасть в БАЛЕТ и остаться в нём навсегда? Все ответы здесь ↓↓↓

Лучшие комментаторы месяца

Мои статьи публикуют эти журналы:

coverImage-0t3mfg3
Catalog

Мой Инстаграм

Instagram

Здесь всё для вас и ваших детей ↓↓↓

Архивы

О Блокаде Ленинграда детям

.
Январь 25th, 2018
Автор: Юлия Халова

Здравствуйте, дорогие друзья! Приближается  дата, мимо которой я, как житель Санкт-Петербурга, не могу пройти мимо. 27-го января – День снятия блокады Ленинграда. И если мы, взрослые, ещё помним рассказы о блокаде, которые слышали от ветеранов, то наши дети всё узнают от нас. Надо ли рассказывать  о блокаде Ленинграда детям? Безусловно! Мы должны сохранить нашу историю неизменной в память о наших предках, из уважения к ним и к самим себе.

Если вы ещё не рассказывали своему ребёнку о войне, то предлагаю сначала ознакомиться со статьёй:  О Великой Отечественной войне сыну . В общих чертах, доступным языком в ней рассказано о Великой Отечественной войне в целом. После этого можно будет приступить к рассказу о блокаде Ленинграда.

 О блокаде Ленинграда детям

Савичевы

В одном прекрасном городе, Ленинграде, жила счастливая девочка Таня. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург. Таня была самым младшим из пяти (ещё трое умерли до рождения Тани от скарлатины) и самым любимым ребёнком в семье Савичевых. Папа, Николай Родионович, был пекарем (в царское время владел пекарней, кондитерской и даже кинотеатром), а мама, Мария Игнатьевна, работала портнихой в швейной «Артели имени 1 Мая» и считалась одной из лучшей вышивальщиц.

Конечно, мама шила красивую, модную одежду и для своих детей. А дом украшали и создавали уют затейливые салфеточки,  элегантные шторы, нарядные скатерти. Даже после смерти отца Тани, одних маминых доходов хватало на то, чтобы поднимать пятерых детей.

Все в семье Савичевых были музыкально одарены, особенно брат Леонид, поэтому в доме Савичевых было много инструментов и постоянно проходили самодеятельные весёлые концерты. Леонид с Михаилом играли, мама с Таней пели, остальные держались припевкой. Это была дружная, творческая, увлечённая семья.

В мае  1941-го Таня окончила третий класс, и лето  Савичевы собиралась провести на Чудском озере, у себя на родине, в селе Дворищи. Начало войны изменило не только планы, но и всю жизнь некогда счастливой семьи. В этот день бабушке Евдокии Андреевне исполнилось семьдесят четыре года, семья хотела уехать после празднования её Дня рождения.

Все, кроме брата Михаила (он уехал 21-го июня), остались в Ленинграде и решили помогать Армии. Мужчины отправились в военкомат. Однако Леониду отказали по причине плохого зрения, а дяди – Василий и Алексей не подошли по возрасту.  В армии оказался только Михаил. После взятия немцами Пскова, в июле 1941 года, он стал партизаном в тылу врага. Родные же считали его погибшим, так как у него было возможности передать им от себя весточку.

Сестра Нина отправилась рыть окопы в Рыбацком, Колпино,  Шушарах (рядом с Ленинградом), после чего начала дежурить на вышке поста воздушного наблюдения. Женя тайком от бабушки и мамы стала сдавать кровь для спасения раненых бойцов и командиров. Леонид в две смены работал на Адмиралтейском заводе. Мария Игнатьевна была отправлена на производство военного обмундирования. Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым освобождать подвалы от мусора, тушить «зажигалки», рыть траншеи.

Блокада Ленинграда — 900 дней ада

Наступление на Ленинград началось сразу же, в 1941 году. Взять и уничтожить город, как он хотел, у Гитлера не получилось, и тогда он пообещал Ленинград «задушить голодом и сравнять с лицом земли». Кольцо блокады сжалось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, а 13 сентября начался артиллерийский обстрел, который фактически продолжался всю войну.

***Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как враг никого не пропускает в осаждённый город и не выпускает из него. А Ленинград ко всему прочему ещё и регулярно обстреливали, бомбили.

Неприятель ждёт, что сломленный голодом и другими бедами народ сдастся в плен или его останется так мало, что враг беспрепятственно войдёт в город, таким образом его захватив.

Было подсчитано, что за все время блокады на головы жителей города было сброшено не менее сотни тысяч бомб и около 150 тысяч снарядов. Все это приводило как к массовым смертям мирного населения, так и к катастрофическим разрушениям ценнейшего архитектурного и исторического наследия.

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. По радиосети людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодил кровь. От бомбёжек прятались в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.

В осаждённом городе на тот момент оставалось около трёх  миллионов жителей. Среди них было около 400 тысяч детей. Практически сразу начались проблемы с пропитанием.  Самым тяжелым оказался первый год: немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. Постоянный стресс и страх от бомбежек и обстрелов, нехватка медикаментов и продовольствия вскоре привели к тому, что горожане стали умирать.

Голод

С первых же сентябрьских дней в городе были введены продовольственные карточки. Все столовые и рестораны были сразу же закрыты. Скот, имевшийся на местных предприятиях сельского хозяйства, был тут же забит и сдан в заготовительные пункты. Все корма зернового происхождения были свезены на мукомольные предприятия и перемолоты в муку, которую впоследствии использовали для производства хлеба.

У граждан, которые во время блокады находились в больницах, из талонов вырезали пайки на этот период. Этот же порядок распространялся на детей, которые находились в детских домах и учреждениях дошкольного образования. Практически во всех школах были отменены занятия. Однако их всё равно старались проводить. В основном это происходило в бомбоубежищах. В одной из найденных школьной тетради детской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища.

Голод приближался неумолимо. Уже 20 ноября 1941 года норма хлебного довольствия составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих. Что же касается иждивенцев, женщин, детей и стариков, то им полагалось вдвое меньше – 125 грамм. Сперва рабочие, которые видели состояние своих родных и близких, приносили свои пайки домой и делились с ними. Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром.

***Для сравнения возьмите в руки два яйца (не мелких). Так вот, они весят примерно 125 граммов.

При этом нужно понимать, что под “хлебом” в этом случае понимался небольшой кусок клейкой массы, в которой было намного больше отрубей, опилок и прочих наполнителей, нежели самой муки. Соответственно, питательная ценность такой пищи была близка к нулевой.

К тому же, за  этим маленьким кусочком надо было ещё отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой , где их ждали голодные дети.

Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли.

Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая, отказывались в мирное время.

В период зимы 1941 – 1942 годов и ростом смертности от истощения, с каждым днем стало возрастать число детей, потерявших родителей. Матери и бабушки отдавали свою пайку хлеба малышам и погибали от истощения.

Дети в блокаду

Дети в  дни блокады были практически безнадзорными. Родители, старшие братья и сёстры практически сутками работали на заводах и фабриках, многие из них умирали, умирали и другие родственники. Не редко это происходило на глазах у детей.  Зачастую, если позволяли силы и возраст, детям  приходилось самим хоронить своих близких. Многие ребята помогали взрослым, никто не хотел оставаться в стороне.

Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами».

Во время воздушной тревоги, когда жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети. «Зажигалку», которая шипела и брызгала, быстро хватали длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или сбросив вниз на землю. Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по покатой и скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые.

Юные ленинградцы вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Никто не считал, сколько длится рабочий день ребёнка.

С весны и до поздней осени в 1942- 44 годах школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.

Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненых. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.

Холод

В довершение всех проблем полностью вышла из строя система городского водоснабжения, в результате чего горожанам приходилось носить воду из Невы или Фонтанки. Кроме того, сама зима 1941 года выдалась на редкость суровой, так что медики просто не справлялись с наплывов обмороженных, простывших людей, иммунитет которых оказался неспособен противостоять инфекциям.

В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о годах блокады сказано:

«Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла.

Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала тёмной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами — мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день».

Топливо не поставляли. Для обогрева квартир люди, которые смогли найти металл, и было кому из его мастерить, использовали самодельные печки, называемые «буржуйками». Дров не было, поэтому жгли мебель, книги, паркет. Возможно, эти печи были названы так именно потому, что были не всем доступны.

Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить её объем.

И только весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора.

В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало меньше, многие погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».

Дорога Жизни

Настоящим «пульсом» блокадного города была Дорога Жизни. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов.

Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики.

Дорогой жизни производилась и эвакуация жителей.

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»

Сестра Женя работала по 2 смены на заводе. Ещё и сдавала кровь для раненых бойцов, сил не хватило –  умерла прямо на заводе. Вероятно, чтобы не забыть дату смерти Жени, Таня решила её записать и взяла записную книжку Нины. На странице под буквой «Ж» она написала:

            «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.»   

Скоро умерла бабушка. Ей был поставлен диагноз: третья степень алиментарной дистрофии. При таком состоянии требовалась срочная госпитализация, но Евдокия отказалась, ссылаясь на то, что ленинградские больницы и без того переполнены. В книжке Нины на странице с буквой «Б» Таня написала:

«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.»

28 февраля 1942 года не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Тогда то, когда прошли все сроки ожидания, мать отдала Тане, в память о сестре, ту самую маленькую записную книжку Нины, в которой девочка, начиная с декабря 1941 года, записывала  даты смерти своих родных, умерших от голода.

Они не знали тогда, что  Нина вместе со всем предприятием, где она работала, была спешно эвакуирована через Ладожское озеро на «Большую Землю». Письма в осаждённый Ленинград почти не ходили, и Нина, как и Михаил, не могла передать родным никакой весточки. В дневник сестру и брата Таня так и не записала, возможно, надеясь, что те живы.

Леонид, работая на Адмиралтейском заводе днём и ночью, редко приходил домой, хотя завод был недалеко от дома — на противоположном берегу Невы. Как и Жене, ему зачастую приходилось ночевать на предприятии,  работали по две смены подряд.

В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену в цех, сообщили, что он умер…». Ему было всего 24 года. На букве «Л» Таня, объединив слова «часов» и «утра» в одно, написала:

«Лёка умер 17 марта в 5 часутра в 1942 г.»

3 апреля в 56 лет умер Василий. Таня на букве «Д» сделала соответствующую запись, которая получилась не очень правильной и сбивчивой:

«Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.»

Незадолго до смерти Алексею Савичеву был поставлен тот же диагноз, что и Евдокии — третья степень алиментарной дистрофии, и при этом настолько запущенная, что его не могла спасти даже госпитализация. Страница на букву «Л» уже была занята записью про Леонида и поэтому Таня сделала запись на развороте слева. По неизвестным причинам слово «умер» Таня почему-то пропустила:

«Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.»

Марии Савичевой не стало утром 13 мая. На листке под буквой «М» Таня сделала соответствующую запись и слово «умерла» тоже почему-то пропустила:

«Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»

Очевидно, со смертью матери Таня потеряла надежду, что Михаил и Нина живы, потому что на букве «С» «У» и «О» она написала:

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда   вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки.

Жители откармливали и согревали сирот. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года, в возрасте 14 лет, Таня Савичева скончалась  в  больнице от неизлечимой болезни – прогрессирующей дистрофии. Она стала единственной умершей из всех прибывших тогда детей детского дома № 48, куда она попала после смерти матери.

Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на третьем километре блокадной «Дороги Жизни».

Прорыв

Вражеское кольцо стало возможным прорвать 18 января 1943 г. Задачей войск был прорыв немецкой обороны в самом тонком ее месте для восстановления сухопутного сообщения города с остальной территорией страны. В этот день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной.

После прорыва осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась. Непосредственно снятие блокады Ленинграда началось 14 января 1944 года. Но лишь год спустя, 27 января 1944 года наступил он, самый, наверное, памятный день для сегодняшних петербуржцев – день снятия блокады Ленинграда. Операция под названием «Январский гром» отбросила неприятеля на много километров от границы города.

Статистика и факты

900 (а точнее 871) дней и ночей длилась страшная блокада. Согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибло более 700 тысяч ленинградцев, а общее количество погибших за эти годы по последним данным составило более  миллиона человек. Следует отметить, что только 3-4 процента из них погибло от бомбёжек, в основном люди умирали от голода и холода.

За период блокады из города были эвакуированы 1,5 миллионов человек. На 1 мая 1943 года население города составляло 640 тысяч человек.

Сила духа

Только подумайте! Во время осады ни на день не прекращался выпуск военной продукции на заводах. Работали все – мужчины, женщины, старики, подростки, дети — в полуобморочном от голода состоянии. Не становились помехой и постоянные бомбежки Кировского завода. Если в сентябре-октябре воздушная тревога, во время которой все покидали рабочие места и прятались в убежищах, объявлялась при любом количестве вражеских самолетов, то вскоре было решено не оставлять работу при налете 1-2 авиаторов. Родина нуждалась в оружии, все это прекрасно понимали… 

Кроме того, в осажденном городе работала консерватория, театры давали спектакли , шли фильмы. А в 1942 году, не смотря ни на что, провели новогодние школьные ёлки. В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами выступали артисты. Но главное, что в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед. Ребята получили небольшую порцию супа, каши – роскошная еда по тому времени. А еще в город получилось привезти мандарины, их раздавали  детям. Это был самый лучший подарок от Деда Мороза. Его, прижимая под одеждой, уносили домой – маме, младшим братьям и сестрёнкам.

Вот это сила духа!

27 января официально является Днём воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Детям блокадного Ленинграда

За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – БЛОКАДА.

Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры —
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…

       ***
Твоя душа взметнулась в небо,
Голодное покинув тело.
А мать несла краюшку хлеба
Тебе, сынок… Да не успела… 

              ***
Спит малыш, обняв игрушку –
Длинноухого щенка.
В мягком облаке – подушке
Сны спустились свысока.

Не буди его, не надо, —
Пусть продлится счастья миг.
О войне и о блокаде
Он узнает не из книг…

Спит ребёнок. Над Невою
Птицы белые кружат:
В путь далёкий за собою
Собирают журавлят…

(Елена Коковкина)

Поделитесь пожалуйста этой статьёй со своими друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей. Пусть и они расскажут о блокаде Ленинграда детям. Будем помнить!

Мира всем нам, храни Господи!

С теплом и любовью, Юлия Халова.

Другие статьи на тему:

 О Великой Отечественной войне сыну

Рассказ о Великой Отечественной войне детям : «Семилетняя узница Вера» 

Военные годы семьи Елисеевых (из семейного архива) 

Выходила на берег Катюша (война в истории моей семьи) 

День памяти и скорби: стихи, посвященные матерям войны 

Стихи к Дню Победы для детей 

Подпишитесь на обновления и поделитесь с друзьями!

Комментарии к статье:

  1. Страшное испытание выпало тогда на долю людей. Нужно помнить этот подвиг.

    • Юлия Халова:

      Обязательно нужно помнить, и детям передавать. Спасибо, Иван, за Ваше участие!

  2. Юлия, прочла всё от первой строчки до последней, с середины текста плача. Да, нам нужно передавать эту память детям. Обычно мы читаем книги о войне и приурочиваем данное чтиво к 9 мая. Но жителям Питера нужно знать свою историю и 27 января подходит для этого как нельзя лучше. Светлый день.
    Интересная, хотя печальная, история о девочке Тане. Мне она была не знакома. Дай Бог, всем детям планеты быть сытыми, жить в мире и никогда не познать подобных ужасов, которые пережили дети блокады.

    • Юлия Халова:

      А Танина история, вернее, история о дневнике Тани Савичевой, далеко не единственная. Есть и другие записи, которые вели дети блокадного Ленинграда. Но именно «Дневник Тани Савичевой» стал одним из символов блокады.

      «Мы здесь живем очень плохо, — пишет в письме семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел».

      Вот записка Вали Чепко, которое она назвала «меню после голодовки, если я останусь жива». 1-е блюда: суп картофельный, овсяный.…2-ое. каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре. И тоскливая подпись: «об этом я и не мечтаю».

      Отрывок из дневника школьника: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… «

  3. Как же тяжело им было… мы это даже не можем понять в полную силу…
    Ком в горле, до слез… Юлечка, твои рассказы не только высоко-художественные (не могу не восхититься этим), но и трогают до глубины души… Спасибо тебе за эту память…
    Ценим… помним… и скорбим….

    • Юлия Халова:

      Мила, спасибо тебе моё душевное за твои всегда тёплые, добрые отзывы *IN LOVE*

  4. Очень люблю и сама читать статьи и книги на военную тематику, и ребёнка приучаю. В ребёнке нужно воспитывать чувство долга и любовь к Отчизне!

  5. Трогательная история о семье Савичевых. Тоже прочитала всю, со слезами на глазах.
    Страшное испытание выпало жителям блокадного Ленинграда. И мы никогда не должны забывать о тех людях, которые выстояли и спасли свой город.
    И детям нужно рассказывать такие истории.
    Мы с внучкой как-то смотрели детский фильм о девочке блокадного Ленинграда. Потом поговорили, как жили люди, как они выживали от голода и холода. Такие истории оставляют след в душе детей и они не будут черствыми.
    Спасибо, Юля. Мы помним о героях

    • Юлия Халова:

      И Вам спасибо, Ольга!
      Сейчас вспомнила такую особенность. Не знаю, как в других регионах, но у нас в Петербурге и в Ленинградской области многие родители до сих пор с укором говорят своим детям, ковыряющимся в еде: «Эх, не жили вы в блокаду». И я не исключение :)

  6. Не дай Бог такое пережить еще кому-то, светлая память тем, кто преодолел такой ужас ради победы над фашистами. Историю нужно всегда помнить и передавать из поколения и поколение. Многие факты сама узнала впервые.

    • Юлия Халова:

      Спасибо, Елена!
      Светлая память погибшим и умершим тяжёлой смертью в дни блокадного Ленинграда!

  7. Не дай бог пережить кому нибудь такие ужасы войны. Жаль что современное поколение забывает об этих подвигах и о той горечи, что выпали на долю советского народа.

  8. Жуткое зрелище. Сколько люди пережили.

  9. Я в свое время прочитала много книг про Вторую Мировую Войну и, в том числе, книгу про блокаду Ленинграда. Именно эта книга отложила в сердце и душе самый глубокий отпечаток. Сердце кровью обливалось, когда я читала страницы этой книги…

Оставить свой комментарий

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 

ПОДАРОК для заботливой мамы от автора!

Как избавиться от страха за ребенка

«Шахматы — нечто больше, чем игра» ((с)Капабланка)

Оригинальный подарок для любого ребёнка!