. Получай новые статьи себе на почту:

Елисейка, клуб заботливых мамочек

Мой Инстаграм

Instagram

Мои статьи публикуют эти журналы:

coverImage-0t3mfg3
Catalog

Здесь всё для вас и ваших детей ↓↓↓

Архивы

Счетчик посещений

Как в одной маленькой головке помещается сто тысяч «Почему»?

.
Январь 15th, 2013
Автор: Юлия Халова

Здравствуйте, дорогие гости и члены Клуба «Елисейка»! Очень рада снова вас видеть на своих страничках!

Прежде чем начать, хочу спросить: «Как часто вы торопите время? Знакомы ли вам желания о том, чтобы малыш быстрее родился, улыбнулся, сел, пошёл, начал самостоятельно кушать, заговорил?»

Вот и я грешила этим с первым ребенком. И так сейчас об этом жалею. За мечтой о будущем, мы теряем то, что есть здесь и сейчас. В суете и спешке мы не проживаем волшебные моменты развития ребенка полностью. Не впитываем их всем своим существованием в настоящем. В результате, по прошествии нескольких лет, нам кажется, что все это было во сне, или не с нами. Обидно…

Сейчас я полностью изменила свое отношение к времени. Я ловлю каждое мгновение и это сделало мою жизнь гораздо полнее, глубже, ярче и свободнее. Ловлю я и каждый новый этап развития моих детей. И вот, недавно мой младший сын, ему 2 года 5 месяцев, вошел в умилительную эпоху «почему». Я уже не помню, когда старший сын начал регулярно задавать  свои вопросы с этого слова, не помню его первых маленьких «почему», о чем очень жалею. Ведь это такой очаровательный период!

«Мамочка, а поченю фава гоняется за мыськой?» (почему сова гоняется за мышкой)

«А поченю гуси-ебеди унеси мачика?»

«А поченю типки (птички) не жуют?» (увидел, как птички клюют и сразу глотают)

«Поченю мои ножки меня упадали (уронили)?»

«Поченю мыло не вкусиё (не вкусное)?»

«А поченю у меня такие касивии зюби (красивые зубы)?» (любясь на себя в зеркало)

Это лишь малая часть первых Елисейкиных «почему».

А интересно, что подразумевает собой данный период  развития?

Какой его ступеньки достиг новоиспеченный маленький почемучка?

Как к этому относиться?

Я обратилась с этими вопросами к специалистам – детским психологам. Вот, что я для себя вынесла.

В каком возрасте ребенок становится почемучкой?

Когда малыш начинает говорить, его активный словарь пополняется с каждым днем все новыми и новыми словами, появляются и вопросы. Сначала это простые вопросы: Кто это? Что это? Когда ребенок начинает отождествлять себя в этом мире как отдельную личность, он начинает говорить «Я». Не в третьем лице, как раньше, а в первом. Это в среднем происходит в возрасте  3-х лет. Примерно после этого появляются и первые «почему?». Затем добавляются «зачем?», «как?», «для чего?» и пр.

Это естественные этапы развития. Некоторые родители теряются, когда их ребенок начинает буквально извергать сотни «почему» день ото дня и даже приводят их к психологам, думая, что что-то с их малышом не так. На самом деле волноваться нужно тогда, когда ребенок НЕ задает вопросов. Если 4-х летний кроха все еще не засыпает вас вопросами — необходимо проконсультироваться с врачом.

Почему ребенок говорит почему?

Причем, бесконечно. На пике «возраста почему» малыш может задавать до 300-400 (!) вопросов в день. Так почему ребенок говорит почему?

А ответ вполне очевиден. Смотрите сами: ваш кроха уже более или менее овладел речью, стал понимать, что он — это он, а окружающий мир — это что-то совершенно другое и самое главное — он загадочный, неизведанный,  непонятный и  очень-очень интересный!

Выйдя утром на улицу и поскользнувшись на первом ледочке, вы чертыхнетесь про себя, а может быть даже вслух, и пойдете дальше. А трехлетний карапуз от удивления раскроет свои любопытные глазки, потопает по вчерашней луже, поковыряет ее ноготками и даже попытается  лизнуть, а затем произнесет…правильно: «Почему?»

Ваш малыш открывает Мир, познает его, испытывая при этом непреодолимую тягу к знаниям. Стремительно развивается его мышление. Он не умеет еще читать, энциклопедии для него пока недоступны и не умеет пользоваться Интернетом. Его единственный источник знаний — мама, папа, бабушка, дедушка и другие близкие.

Да и объяснит разве Интернет, почему червяк длинный, а когда его разорвешь, то получается два коротеньких? Почему мама родила его, а не Машу из квартиры напротив? Почему бабушка назвала дядю Васю сплошным недоразумением?

Но, если малыш из цепочек своих «почему», вовлекает взрослого в диалог, порой, доводя его до белого каления, стоит задуматься. Вашему крохе не хватает внимания. И таким способом он его к себе привлекает. Это уловка, чтобы разговор не прекращался.

Вот, если коротко, почему ребенок говорит почему.

Как реагировать на сотни тысяч почему?

В первую очередь — серьезно! Нужно понять, что это нормальный и очень важный этап развития ребенка. Наш мир он воспринимает совершенно по-другому, чем мы взрослые. Его воображение, фантазия неудержимы и бьют ключом постоянно, как бьет из-под земли естественный источник. Это необходимо принять.

Ни в коем случае не смейтесь над вопросами ребенка, какими бы они глупыми вам не казались. Своим смехом вы можете глубоко обидеть своего малыша, потерять его доверие.

Нельзя отмахиваться от вопросов ребенка. Не получив ответа от вас, не удовлетворив свою жажду познания, он будет искать все это в другом месте. И обязательно найдет, вот только какого качества? А если ответы на его вопросы он будет получать у других людей, то кому в дальнейшем ваш ребенок будет доверять? Кто будет для него авторитетом? Тот, кто сказал: «не знаю», «отстань», «подрастешь, узнаешь»? Или тот, кто выслушал и дал ответ?

А возможен и такой вариант. Если малыш регулярно получает ответы типа «от верблюда», «по кочану» и т.п., то рано или поздно он перестанет искать ответы на свои вопросы. Да и не будет их у него. Зачем искать истину, если ответ очевиден. Какой смысл? Потом, в школе этот ребенок будет просто просиживать штаны, без интереса слушая ответы на вопросы, задаваемые другими детьми.

Он взрослых изводил вопросом «Почему?».
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задаёт вопросов «Почему?»
(С.Маршак)

«Любознательность — крючья, выставляемые в мир. Чем больше крючьев, тем больше и улов, тем богаче человек. С любознательным ребенком интереснее, его все любят. Поэтому, пересиливая себя, будем хвалить ребенка за всякий интерес, за всякий вопрос, за всякую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого нам обходится». Поэтому обязательно хвалите ребенка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости. Удивляйтесь его уму и наблюдательности. Если ваш исследователь ходит в сад, первый вопрос, который вы должны задавать ему вечером при встрече не «Что ты сегодня кушал?», а «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?» Новые открытия — вот самое главное лакомство для вашего ребенка.» ( С.Л. Соловейчик, «Педагогика для всех»)

 Как отвечать?

Идут папа с 5-ти летним сыном, сын спрашивает:
— Пап, а почему сердечко, то бьется, то не бьется? Как оно понимает, когда нужно стучать?
— Это потому что длительный период абсолютной рефрактерности обеспечивает неспособность миокарда к титаническому сокращению. Внеочередное возбуждение в другие фазы рефрактерности порождает экстрасистолу, вот тогда миокард сократиться.
— Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Я думаю, вы поняли, к чему я привела здесь этот анекдот. Отвечайте ребенку на доступном ему языке, в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Да, его вопросы могут загнать в тупик. К примеру, ваш сын спросил: «Почему взаимная связь двух случайных величин называется корреляцией?» Не помните, вы как-то заснули при просмотре научной телепередачи? Зато вашему сыну, игравшему рядом, очень запомнились и понравились некоторые выражения.

Или малыш спросит: «Почему у рыб икра, а у птиц яйца?» Не всегда сходу можно ответить. Приобретите несколько детских энциклопедий с хорошими картинками, воспользуйтесь Интернетом, но в первую очередь — используйте собственную фантазию, разбудите в себе ребенка и тогда на многие сложные вопросы ответить вам будет проще, потому что вам легче будет его понять. Но только не опускайтесь до примитивных ответов. Наши дети гораздо умнее, чем мы думаем.

Очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Конечно, это не просто. Детская логика не поддается никакой  логике. Зачастую, задавая вопрос, дети говорят одно, а подразумевают совсем другое.

Например: Мальчик, 4 года, спросил, где живёт Жар-птица. Малыш долго выслушивал пространный мамин рассказ о Тридевятом царстве и Тридесятом государстве, а потом перебил с досадой: «Да нет же! Она живёт в гнезде!» Вот вам и детская логика. Действительно, где же ещё жить птице (пусть и Жар), как не в гнезде?

Или:   Девочка, 5 лет,  спрашивает:
– А как выглядит  животное  Клетка?
Поскольку этот ребенок был достаточно адекватным, муж с женой начали мучительно
соображать, что именно она имела в виду, задавать наводящие вопросы, но
все безрезультатно. При этом ребенок утверждал, что такое животное 100%
существует, она про него слышала и т. д. и т. п.
На следующее утро очередной диалог:
– А я выяснила — Норка, она такая меховая, а вы вчера не могли
вспомнить.
– Какая Норка — ты же говорила Клетка???
– Да? Ну я перепутала….. )))))))  

Повнимательнее относитесь к своему ребенку, больше с ним общайтесь, обращайте внимание на то, как ваш почемучка реагирует на те или иные ответы, что ему больше приходится по душе. И тогда вы лучше  будете понимать, что же именно хочет услышать маленький непоседа  в ответ на свой «почемучий» вопрос.

Но отвечать нужно не на все вопросы! Научитесь выделять вопросы, на которые ребенок сам может найти ответ. Тем самым вы поможете малышу понять, что знать все — невозможно, но можно подумать и многое понять самостоятельно. «Почему у розы шипы? — спросит вас дочурка. На этот вопрос вы легко можете ответить, но не спешите, поинтересуйтесь у нее, что она сама думает по этому поводу. Пусть немного поразмышляет. Скорее всего, у нее получится найти множество ответов, в том числе, правильный. Помогите ей, если малышке будет сложно, подтолкните к правильным размышлениям. Непременно хвалите! Таким образом, ребенок поймет, что путем рассуждений можно во многом разобраться самому, осознает свои возможности.

Кроме того, на детские вопросы нужно отвечать терпеливо. Даже, если кроха задает один и тот же вопрос. Если он это делает, значит ему это нужно.

Как реагировать на неудобные вопросы?

Я не имею в виду вопросы на тему «откуда я взялся?», это отдельный разговор. Ребятишки своей непосредственностью иногда ставят нас в тупик и такими вопросами: «Почему тетя такая толстая?» (спрашивает громко, на весь магазин), «Ты тетя или дядя? А почему у тебя усы, если ты тетя?» и т.п.

Если все произошло в людном месте, отвлеките ребенка, переключите его внимание на что-нибудь интересное. А когда придете домой, обязательно поговорите с малышом, расскажите и объясните. Если отмолчаться, то ребенок рано или поздно снова вас заставит смутиться в подобной ситуации новым неудобным вопросом. Или догадается, что что-то не то  сделал, но не поймет почему и будет считать себя виноватым. А ведь он ни в чем не виноват.

Для ребенка пока нет закрытых, неудобных тем, не принятых во взрослом социуме. Им всего лишь движет неуемное любопытство.

Не бывает неприличных или глупых детских вопросов, существует лишь неприличная или глупая реакция на них со стороны взрослых.

Самые неправильные ответы на детские вопросы:

• Как тебе не стыдно такое спрашивать?

Таким ответом, вы отталкиваете ребенка и  заставляете его искать ответы у других людей. Кроме того, он не должен чувствовать себя виноватым в том, что задал тот или иной вопрос. Ведь он сделал это не нарочно, не для того, чтобы досадить вам, вогнать в краску.

Подрастешь, узнаешь!

А он не будет ждать, когда же он вырастет. Его вопросы всегда носят актуальный характер. Информация ему нужна немедленно, и он все узнает очень быстро, только уже не от вас, а от более продвинутых товарищей. А что они ему там наговорят, в каких выражениях, вам и в дурном сне не приснится.

•  Спроси у папы (мамы, бабушки, дедушки)

Говоря так, вы попросту отмахиваетесь от ребенка. Демонстрируете свое равнодушие и беспомощность. Ваш великий авторитет рассыпается на мелкие кусочки. Нет уж! Коли вопрос обращен именно к вам, ответить на него должны вы и только вы! В ваших же интересах.

Учите детей задавать вопросы!

Существует множество взрослых, которые стесняются переспросить, если им что-то непонятно или задать дополнительный вопрос собеседнику. Тем самым они усложняют себе жизнь, совершая множество ошибок. Такие люди получаются из детей, у которых в свое время отбили желание задавать вопросы или не научили этого делать.

Очень важно объяснить и убедить ребенка в том, что не знать — не стыдно, стыдно не спросить, не искать ответа. Для того, чтобы кроха не боялся спрашивать, играйте с ним в игры.

Например:

• Сначала вопросы задаете вы (почему идет дождь, для чего нужен рот…), а затем меняйтесь местами.

• Поиграйте в «цепочку вопросов». К примеру: «Зачем тебе грузовик?» «Чтобы катать его», «Зачем его катать?» «Потому что я люблю играть в машинки», «Почему ты любишь играть в машинки?» и т.п.

• Предложите ребенку игру в «Интервью». Пусть он попытается задать несколько вопросов о вашей работе, о том, как вы праздновали Новый Год и т.п. хвалите малыша, отмечайте особо удачные вопросы.

• «Кто летает?» Выбирается ведущий. Он спрашивает: «Ворона летает?», «Самолет летает?», «Дом летает?» Вопросы надо задавать очень быстро, и реакция должна быть мгновенной — да/нет или хлопаем/не хлопаем.  

• «Продолжи фразу» Для этой игры хорошо использовать какой-нибудь небольшой предмет (например, небольшой мячик, варежку, ключи и т.п.), чтобы передавать друг другу в зависимости от того, чья сейчас очередь. Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Например, «Зимой идет снег, а летом…..», и кидаете ему мяч (передаете варежку и т.п.). Ребенок отвечает и возвращает мячик. «Яблоки растут на дереве, а морковка……»   

 «Что каким бывает» Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает, например, дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше — дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова «высота». На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно предложить сравнить: «А что шире — ручеек или река?» Такую игру следует проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме («Что бывает красным, зеленым, круглым?»).

• «Вопрошайка» В качестве материала можно использовать любую сюжетную картинку. Малышу предлагается задавать вопросы маме и папе обо всем, что ему интересно. Если взрослые не смогут ответить, то ребенок выиграл.

 «Перевоплощения»  Ребенку предлагается превратиться в какую-нибудь вещь и от лица этого предмета рассказать, как ей живется, что ее окружает, о заботах, о прошлом и будущем.

Умение задавать вопросы — это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Вы сослужите малышу хорошую службу, если научите его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать…

Никогда не забывайте, что обращая вам свое «почему» малыш показывает, что именно вам он доверяет, именно вас считает знающим, что именно вы являетесь для него значимым и авторитетным человеком. То есть он демонстрирует вам свое доверие и любовь.

Получайте удовольствие от общения со своим почемучкой, как бы не доставали вас его вопросы. Ведь, этот период быстро заканчивается, как впрочем, и любой другой. Цените его сейчас, ибо завтра все это останется лишь ностальгической тенью ваших воспоминаний.

А какие вопросы задают ваши дети? Напишите в комментариях, очень интересно!

А также задавайте вопросы, пишите свои наблюдения, советы, дополнения.

Подпишитесь на обновления и поделитесь с друзьями!

Комментарии к статье:

  1. Я тоже лишь с младшим сынишкой осознала, как быстро бежит время, и что не торопить время надо, а хватать за стремительно уползающий «хвост» и со всех сил пытаться его удержать… :-D  Ну, это я шучу, конечно, время не удержишь. Но хочется успеть и запомнить побольше. Хочется насладиться каждым мгновением… Хотя все равно тороплю: Ну когда же ты заговоришь? ;) У нас время «Почему» еще впереди.
    А про красивые зубки — очень понравилось!!! *IN LOVE* И почему ножки уронили… Эх, устами младенца — глаголет истина!

    • admin Юлия:

      Остановись, мгновенье! Ты прекрасно! (с)

      Хотя от этих «почему», когда они льются на мою голову без конца, порой, хочется куда-нибудь скрыться.   
      Вот ходит за мной по пятам сегодня и повторяет без конца: «Мамочка, а почему пеликан?» А добиться от него что именно он хочет, узнать не могу. Может, в силу возраста (2г. 5 м.), объяснить не может, а, может, и сам толком не знает  *PARDON*

  2. Дочке 2 г 9 месяцев и как раз начался возраст почемучки. Пока мне это безумно нравится! Посмотрим как я дальше заговорю. Отправлю вашу статью в закладки, а то сейчас нет времени подробно все изучить.

    • admin Юлия:

      Меня тоже малышовые «почему» умиляют. А вот вопросы старшего уже давно ставят в тупик. Хорошо есть всезнающий Интернет  =)

  3. Да эти многочисленные и бесконечные почему иногда заводят в тупик. Кстати, мне очень понравились игры, предложенные в конце статьи. Они заставляют ребенка самого искать ответы на вопросы и думать самостоятельно.
    А время, проведенное с ребенком, нужно ценить. Детки ведь так быстро растут. 

    • admin Юлия:

      Да, действительно, бывают и такие вопросы зададут, что ответа не найти ни в энциклопедиях, ни в Интернете. Ну тут надо ребенка чувствовать, чтобы подобрать нужный ему ответ. А можно что-нибудь придумать, сочинить историю, если вопрос позволяет.
      С детками чуть постарше хорошо ответы искать вместе.
      А игры действительно хорошие! И как сияют глазки наших малышей, когда с ними играют родители, в них само счастье!  *IN LOVE*

  4. Anna:

    У меня дети еще те почемучки. А старший сын не только почемучка, но еще и заучка. Получив ответ на свой вопрос он начинает это все переваривать и повторять по сто раз, просит меня еще несколько раз повторять все в подробностях, пока сам не запомнит :)

    Я уже сама на столько втянулась в эти почемуческие вопросы, что кажется за 7 лет родительства узнала больше, чем за всю школу :)

    • admin Юлия:

      Вот-вот! И я про что! Детские вопросы заставляют нас искать ответы, чтобы не упасть перед своими почемучками лицом в грязь.
      Я, к примеру, раньше не знала столько про космос, сколько знаю теперь, благодаря старшему сыну, который с трех лет засыпал меня вопросами на эту тему. Приходилось искать ответы в Интернете. И даже научные фильмы с ним смотрели ))) 

Оставить свой комментарий

ПОДАРОК для заботливой мамы от автора!

Как избавиться от страха за ребенка

В июне АКЦИЯ – книга за полцены!

Собрать ребёнка в школу легко!