. Получай новые статьи себе на почту:

Елисейка, клуб заботливых мамочек

Мой Инстаграм

Instagram

Лучшие комментаторы месяца

Мои статьи публикуют эти журналы:

coverImage-0t3mfg3
Catalog

Здесь всё для вас и ваших детей ↓↓↓

Архивы

ФГОС дошкольного образования

.
Декабрь 3rd, 2014
Рубрика: Детский сад
Автор: Юлия Халова, автор

Здравствуйте, дорогие посетители Клуба заботливых мамочек «Елисейка». К теме сегодняшнего поста хочу подойти сразу, без предысторий. Скажу только, что в конце я поделюсь с вами новостью – своей маленькой радостью, которая непосредственно касается всех заботливых молодых мамочек.

 Из  статьи о ФГОС дошкольного образования вы узнаете:

 • что такое ФГОС и о его принципиальном отличии от своих предшественников,

• как действует ФГОС в дошкольных учреждениях уже сегодня,

• о том, что в детских садах теперь не учат, а мотивируют,

• и все-таки, как детей будут готовить к школе,

• и о чём должны знать родители.

 Что такое ФГОС?

ФГОС ДО ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. Такого стандарта в России ещё не было. В действие он введён с 1 сентября 2010 года в школе и с 2013 года в дошкольных учреждениях согласно требованиям закона об образовании. И с каждым годом всё шире и шире открывает для себя двери в российскую образовательную систему.

 А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования». С ноября 2013 года по июнь 2015 года на базе ряда образовательных учреждений в некоторых регионах, в том числе в Ленинградской области, где живу сейчас я, проводится региональный эксперимент по апробации ФГОС дошкольного образования.

 ФГОС ДО –  это совокупность обязательных требований к  структуре Программы и ее объему,  условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно  обеспечивать  развитие   личности, мотивации  и  способностей  детей  в  различных  видах     деятельности.  

 Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний. Что это значит?

 

Действие ФГОС в дошкольных учреждениях

По ФГОС дошкольного образования не существует требований о том, что ребёнок должен знать в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще обязано исчезнуть из оборота детсадовских работников. Ребёнок теперь никому ничего не должен. Он может только хотеть или не хотеть. Вся его деятельность основана на игре.

 На первый план образования выходит познавательно-исследовательская деятельность детей. Об этом говорится во всех разделах документа и подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность реализуется путём детского экспериментирования и начинается с раннего возраста (песок, вода, тесто и пр.).

 С помощью игры малыши познают мир, и вмешиваться в этот процесс взрослые не могут. Направлять – да, помогать, подсказывать – тоже да. Но говорить: «Ребята, заканчиваем игру, моем ручки и садимся заниматься», – теперь нельзя. Ребёнок сядет заниматься, если захочет этого сам.

 *Результат уже есть. Раньше в раздевалках детских садов была целая выставка из поделок и рисунков по количеству присутствующих в группе малышей. Сейчас такая выставка тоже имеется, но не целая.

— А почему нет рисунка моего сына? – спрашивает мама воспитательницу.

— А он не хотел отрываться от игры, – отвечает та.

— Так надо было заставить!

— Не могу, не имею права…

 А вот воспитатели как раз таки должны  заинтересовать нежелающего заниматься ребёнка с учётом личных качеств его характера. Не получилось – минус такому воспитателю. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Но что из этого получится, покажет только время.

 *Лично я сочувствую воспитателям. Представьте на минуточку: 10 ребят с удовольствием садятся лепить или учиться отличать овощи от фруктов, а 10 других не оторвать от игры. Если раньше дети знали, что сейчас они позавтракают и сядут заниматься, то теперь они быстро поймут, что могут «забить» на это дело и пойти катать машинки. Пятеро из того десятка, что сели заниматься быстро переметнутся к тому десятку, который побежал играть.

А теперь ещё один момент. На одно занятие без перерывов отводится полчаса. А теперь подумайте, успеют ли малыши нарисовать маму, если половина из этого времени у воспитателя уйдёт на «заинтересовывание» заигравшихся шалунов?

Возможно, я преувеличиваю. К слову, воспитателям моего сына пока удаётся справляться с непоседливыми четырёхлетками, следуя новым правилам. Наша выставка полна рисунков и поделок!

 Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, конечно, имеет свои плюсы. Для развития дошкольника такой способ является наиболее естественным и эффективным. Поэтому остаётся только пожелать воспитателям, чтобы у них всё получалось.

Не учить, а мотивировать

 В связи с тем, что ребёнок теперь будет рассматриваться исключительно как «человек играющий» многие методики и технологии пересмотрят и переведут с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Педагогику диктующую сменит собой педагогика развития, творчества и свободы, нацеленная на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка и формирование мотивации.

 Теперь в детских садах будут делать акцент не на обучение как таковое (счёт, буквы, звуки и т.п.), а на развитие мотивационной и психологической готовности к учёбе. То есть к концу своего беззаботного дошкольного возраста у ребёнка должно появиться желание учиться, учиться и ещё раз учиться (как завещал нам великий Ленин. Интересно, кто-нибудь ещё это помнит? :)). Требований от ребёнка  конкретных образовательных достижений выставляться больше не будет. Не будут дети подлежать и оцениванию, в   том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

 *Когда в детский сад ходил мой старший сын на родительских собраниях нам выдавали листы успеваемости детей с оценками, потом оценки сменились плюсами и минусами, а теперь и этого нет. Об успехах или недочетах воспитатель говорит только с глазу на глаз с родителем, и опять же, не оценивая. Просто «знает — не знает, умеет — не умеет, делает — не делает». И без всякого «должен» или «не должен».

Однако! Мне начинает нравиться эта система :)

 Педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества, а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы, например: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

 Если вы пронесётесь через несколько лет вперёд, то увидите (по крайней мере, к этому стремится ФГОС) выпускника ДОУ  инициативной, самостоятельной, уверенной в своих силах, личностью; с положительным отношением к себе и другим, развитым воображением, способностью к волевым усилиям, любознательностью.

 * Хотелось бы на это надеется.

 И все-таки, как будут готовить детей к школе?

Как вы уже, наверное, догадались сами  – через игру. Первые навыки  рисования, счета, пения и т.д. будут входить в мир познания ребёнка через игровые элементы, экспериментирование, общение, познавательную и исследовательскую деятельности.

 Специфика дошкольного возраста (высокий разброс вариантов развития, непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат), делают «неправомерным требование от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений».

 Некоторые родители волнуются, что детей теперь вообще не будут учить, а только играть с ними.  Здесь необходимо понимать, что, если вопреки специфике психического развития детей-дошкольников от дошкольного образования будут требовать результаты, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков – дошколята лишатся детства.

 В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание». Взрослые не перестанут заниматься с детьми. Но в современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

 Кроме того, дошкольные учреждения, согласно ФГОС, должны обеспечивать создание образовательного пространства – развивающую ребёнка, предметно-пространственную среду (в здании, на участке).

 * Например, в нашем городе (Ленинградская область) для этих целей уже в этом учебном году детские сады получили ассигнования на приобретение учебного оборудования: интерактивных досок, компьютеров, мультимедийного оборудования, различных пособий и оборудования, обучающего в игровой форме. И в детском саду моего сына уже начало всё это появляться. Это не может не радовать.

фгос дошкольного образования

 ФГОС дошкольного образования и родители

 В последние годы, как утверждают педагоги ДОУ, многие родители самоустранились от участия в детсадовской жизни ребёнка и его развития. Мол, в садике ребёнка учат, развлекают, развивают, а дома мы отдыхаем. Да и вопросы воспитателям задают в основном: «Как он кушал?»

 * К читателям моего блога это не относится. Родители, о которых я упомянула редко заходят на сайты, посвященные детям. Но их не мало, поверьте опыту работников детских садов.

 Так вот, ФГОС ДО ориентирует учреждения на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации Программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

 Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

 * Как это будет выглядеть на практике, я ещё не знаю. К сожалению, реалии сегодняшней жизни таковы, что многие родители, по тем или иным причинам, недостаточно времени уделяют своим детям. Поможет ли ФГОС дошкольного образования изменить эту ситуацию? А вы как думаете?

 Хотите обсудить, высказаться, спросить, поделиться? Для вас всегда открыты комментарии! Только минуткой позже.

фгос до Сейчас я хочу поделиться с вами новостью, которая будет полезна всем мамам (в том числе будущим)  и бабушкам, которые испытывают страх за своих малышей.

 Совсем скоро выйдет в свет моя бесплатная электронная книга «Куда приводят мамины страхи?» ← (уже вышла)

КУда приводят мамины страхи, обложка для книги

 А вы знаете, что движет вами? Уверены, что не страх? Не спешите отрицательно качать головой. Страхи бывают разные. Лучше проверьте. Ну так, на всякий случай ;)

 Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить!

Подпишитесь на обновления и поделитесь с друзьями!

Комментарии к статье:

  1. Екатерина:

    Я воспитатель детского сада. Работаем по ФГОС… Скажу честно — это провал. Благодаря ФГОС мы рискуем вырастить поколение лентяев. Я считаю, что наши дети должны быть ответственны, трудолюбивы, усидчивы, дисциплинированы,  следовать режимным моментом, знать границы дозволенного. Конечно, речь не идет о авторитарном воспитании. Но и распускать детей тоже не стоит…. 
    Пример: занятие в детском саду. математика. знакомство с новой цифрой 4. а Вася не хочет знакомится с цифрой 4. Вася хочет с цифрой 5. ЧТО ДЕЛАТЬ? заинтересовать? ок. попробуйте… когда остальные 20 детей уже сидят за столами и ждут воспитателя. воспитатель всё занятие знакомит детей с цифрой 4, и играми и прибаутками и героями разными. Вася слушать не стал, проиграл в машинки. у Васи пробел в знании. Завтра, послезавтра например такая же ситуация…. Вывод сделан… А что будет с Васей в школе? 
     
    Пример: трудовое воспитание отменили. с детьми теперь нельзя: заправлять кровати, дежурить, убирать со стола, собирать листья на участке и т.д. А это ведь основы. Это в жизни любому пригодиться. Вывод?? Вывод сделан…кем вырастут такие дети.
     
    Пример: теперь на занятии часто должен использоваться такой сюрпризный момент как «коробочка»(в группе на видном месте стоит коробочка, дети БЕЗ помощи и подсказки воспитателя должны САМИ обратить на нее внимание и САМИ открыть ее.) НО простите, хочется спросить, а для чего мы тогда учили детей, что НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ БРАТЬ И ОТКРЫВАТЬ НЕЗНАКОМЫЕ КОРОБКИ, ПАКЕТЫ, СУМКИ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ. я не понимаю…..
    Есть еще целая куча примеров и противоречий….
     
    Надеюсь что ФГОС отменят так же быстро как и ФГТ
    Простите конечно, может я в чем то не права, но не прижился в моей голове этот ФГОС… Я прошла курсы квалификации именно по ФГОС. Я не старой закалки воспитатель. И нет во мне жажды авторитарности. Я очень люблю детей и хочу чтобы они выросли хорошими ответственными людьми. 

    • Юлия Халова:

      Екатерина, очень благодарна Вам за комментарий! Да, система заставляет задуматься. А Ваш опытный взгляд, Ваше мнение не оставит равнодушными тех мам, которые прочтут этот комментарий. Лично я во многом с Вами согласна.
      Как же любят популяризацию наши законодатели :(   Как говорится, гладко было на бумаге…

    • Наталья:

      Я стажистка. работала по разным программам и направлениям и вот теперь и по  ФГОС.  с вами ПОЛНОСТЬЮ согласна!!100% Ну перегнули палку и все тут.Занятия отменим и будем ИГРАТЬ..машинки катать…а в ШКОЛЕ что учителя делать то будут?а как же САМООБСЛУЖИВАНИЕ—тот же бытовой труд-убери за собой кровать,накрой и убери за собой стол(я про старших детей)  ….!!!Будем ИГРАЮЧИ растить лентяев!!!.

      • Юлия Халова:

        Здравствуйте, Наталья! Спасибо за комментарий. Да, от воспитателя теперь зависит многое: сумеет-не сумеет ребенка завлечь, захочет-не захочет… А дети ведь такие разные. Чтобы умудриться завлечь всех и за короткое время надо быть просто виртуозом педагогики…

        Бумагомаратели эти наши законодатели  ]:->

    • Татьяна:

      Полностью с Вами согласна. Двумя руками «за». За то, чтобы канул в лету ФГОС так же, как ФГТ

  2. Екатерина:

    Кроме того, дошкольные учреждения, согласно ФГОС, должны обеспечивать создание образовательного пространства – развивающую ребёнка, предметно-пространственную среду (в здании, на участке).
     
    На это деньги не выделяются. 

    • Юлия Халова:

      У нас, В Ленинградской области, вроде как начали выделять средства для этого. К примеру, в д/с моего сына появились интерактивные доски. Правда, пока только в подготовительных группах. Посмотрим, что дальше будет.

  3. Ксения:

    А по-моему все очень даже неплохо) Лично мне этот ФГОС напоминает чем-то систему Монтессори, где дошкольник сам выбирает себе область для развития, а педагог лишь направляет, не вмешиваясь в процесс, выполняя роль супервизора. Поэтому не соглашусь тут с Екатериной. Например, известно,что у каждого ребенка есть своя любимая деятельность,  раз Вася так увлечен машинами, так пусть их и считает, уберите шутки-прибаутки,внесите элемент неожиданности, создайте соответствующую среду и этот даст результат, конечно, если это Вам нужно. А вообще, может это не нужно не Васе,не его родителям,тогда нет и смысла стараться.
    Думаю,что трудовому воспитанию так же можно учить через игру,например,наши дети сами предлагают помощь, не потому, что мы их заставляем, а элементарно раздаем детские грабли осенью, а сами принимаемся за работу,очень скоро дети постепенно начинают добровольно включаться в процесс, а что еще делать с граблями,когда надоела песочница ?!
    Вот насчет «сюрпризной коробочки», конечно,соглашусь, не продумано это как-то. У нас в садике этого не требуют, требуют создавать развивающую среду за счет наглядных картинок, внесения изменений в центры развития, ну а там уже ребенок сам выбирает в каком центре ему играть.

    • Юлия Халова:

      Ксения, спасибо за Ваш комментарий! 

      Что касается трудового воспитания, то да, можно в игровой форме (в принципе, так должно быть и вне зависимости от образовательного стандарта). А на счет занятий…не знаю. Мне кажется одному воспитателю за полчаса не «разорваться» на двадцать, увлеченных своими играми детей.

      Есть плюсы, есть минусы. В различных регионах еще и с финансированием по-разному. Неизменным остается одно – любовь воспитателя к своему труду, неравнодушие, профессионализм и усердие. Тогда любая система будет по плечу!

  4. Светлана:

    ФГОС — это то, что взбрело в голову теоретикам. А на практике полная чушь. 28 детей. Игрушки и развивающую за средства родителей.  Нескончаемый поток документации, дома по ночам. Мероприятия с детьми только для отчета а не на интересы детей. Помощников воспитателя либо нет, либо она на две группы. Какие интерактивные доски, одна в кабинете и та в чехле. всю свою документацию делаем на компьютерах купленных за свои деньги. Кучу документации тоже за свои деньги печатаем. В начале пусть условия создадут, потом научат или переучат воспитателей, дадут литературу воспитателю а  не он за свои деньги купит. Работаю давно, работу люблю, но с детьми а не для бумаги, и не за копеечную зарплату. 

    • Юлия Халова:

      Не во всём с Вами согласна, Светлана. Вероятно Вам просто с садом не повезло. У моего сына в старшей группе (5-6 лет) в этом году появилась интерактивная доска, занятия проводят воспитатели ежедневно. Не знаю, покупают ли у нас что-нибудь для своей работы воспитатели за свои деньги — не знаю. Мы, родители, игрушки в группу за свой счет точно не покупаем.
      А то, что ФГОС далеко не совершенная система – поддерживаю!

  5. Наталия:

    К этой доске, чтоб от нее был толк, надо подключить компьютер. В группе вашего сына он есть? Или воспитатель из дома приносит? Еще надо подготовить презентацию, чтоб детям было интереано и познавательно. Кто это делает? Воспитатель, а вот когда он это делает, почему то никого не интересует.правильно, это делается дома и по ночам((( развивающая среда- это тоже все прекрасно, но простите, за чей счет?? фгос ввели, а про средства забыли! у нас все с конца начинается. Сначала оснастите сади под этот стандарт, выучите педагогов, потом вводите стандарты. А когда в группах по 30 малышей, на 20 кроватей и 23 шкафчика, да на ОДНОГО воспитателя- это утопия! Равняемся все на Запад, но очень серьезные моменты не видят. Не хотят родители ребенка с проблемами идти в спец. сад, где имеются специалисты, не надо, идите в обычный! А что там воспитатель не знает, как с этими 25-28 справится-ерунда,пусть подумает, как их за мотивировать. И к ребенку с зпр, пусть подход тоже ищет, не говорит ребенок в 5 лет и какает в штаны- плохо мотивировала((( Грусно это все. Не надо придумывать стандарты, а надо строить сады! Будет на одного воспитателя 10 ребятишек, она их и без стандарта и прочих программ всему научит, подскажет, за Мотивирует. Хочет Петя играть в машины, пусть играет, когда надоест им индив. займутся.а когда по группе 25 бегает, то думаешь только о том, чтоб вечером всех целыми и здоровыми вернуть, вот он- главный стандарт соврем. Воспитателя((((

    • Юлия Халова:

      Наталья, абсолютно с Вами согласна! Я не педагог, поэтому позволю себе выразиться: практически в каждой группе есть хотя бы один неадекватный ребенок. В группе моего старшего сына было такое «чудо», что ВСЕ родители ВМЕСТЕ ходили по разным инстанциям, чтобы убрали этого мальчика с нашего сада. Ответ один — без согласия родителей не можем! Впрочем, мы своего добились все-таки. Но речь сейчас не об этом.

      Один воспитатель на 20-30 детей!!! Об этом ФГОС молчит, увы… Говорит лишь: Мотивируйте, увлекайте, занимайте, ищите подход к каждому…

      С финансированием в большинстве регионов нашей страны дела обстоят не самым лучшим образом. Про наш ничего не могу сказать плохого (если сравнить с другими). Что касается конкретно нашего д/сада, то доска подключена к ноутбуку, который «пришел» к нам вместе с доской и программами. Занимается, правда, этим только одна воспитательница, та, что помоложе ))), – другая, предпенсионного возраста, видимо не умеет. Детям практически всем нравится. Я прихожу за сыном, вижу, что большинство ребят у доски, активно принимают участие в процессе. Лишь пара-тройка занимаются тихонько своими делами. Прям, идиллия какая-то у меня получилась))). Но это правда — так и есть у нас. Сад обычный совершенно, муниципальный.

      Наталья, а Вы в каком регионе проживаете?

  6. Мария:

    Добрый день! У нас тоже начала действовать ФГОС в саду. И вот, что я заметила, когда прихожу забирать свою дочь: все детки сидят за столами, рисуют (лепят), при этом воспитатель показывает им что-то на интерактивной доске, дети дружно разговаривают, обсуждают что-то с воспитателем. А один мальчик (самый хулиганский в группе) который раз играет!!! То есть он отстранен от этого общего процесса и обучения, и общения. Он выбрал игру, а воспитатель уже не имеет сил «заинтересовывать» его. Не получится ли так, что в следующий раз игру предпочтут уже больше детей и обучение отойдет на задний план?!

Оставить свой комментарий

ПОДАРОК для заботливой мамы от автора!

Как избавиться от страха за ребенка

В июле АКЦИЯ – книга за полцены!

Собрать ребёнка в школу легко!