. Получай новые статьи себе на почту:

Елисейка, клуб заботливых мамочек

Как попасть в БАЛЕТ и остаться в нём навсегда? Все ответы здесь ↓↓↓

Мои статьи публикуют эти журналы:

coverImage-0t3mfg3
Catalog

Мой Инстаграм

Instagram

Здесь всё для вас и ваших детей ↓↓↓

Архивы

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года ?

.
Август 13th, 2013
Автор: Юлия Халова

что должен знать и уметь ребенок в 3 годаЗдравствуйте, дорогие мои читатели — посетители Клуба заботливых мамочек! Для начала хочу извиниться перед теми, кто читает мой блог регулярно и с нетерпением ждет новых публикаций. Знаю, что такие есть, и мне, конечно же, это очень приятно.

За последнее время я настолько занята, что не успеваю похозяйничать в Клубе. Надеюсь, что скоро у меня все войдет в нормальное русло и река из моих постов вновь станет полноводной и бурливой.

Одна из причин моей занятости — ремонт в квартире. Те, кому известна эта стихия, поймут меня хорошо :). Мне иногда кажется, что лучше бы я сама делала этот несчастный ремонт, чем следила  за рабочими. А обои с мужем никто не выбирал? Если хотите получше его узнать, а заодно и себя тоже — рекомендую рискнуть :)))

А еще моему младшему сыночку Елисейке 4 августа исполнилось 3 года! Он родился в самый пик небывалой жары аномального лета 2010 года. Тогда я думала, что оно никогда не закончится. Но вот, прошло уже 3 года. Где абсолютная беспомощность моего маленького Лисеночка и полная зависимость от меня? Теперь такое вытворит или скажет, что я просто удивляюсь, как трехлетний карапуз на это способен.

Кстати, не повод ли это разобраться, что должен знать и уметь ребенок в 3 года? Не упустили ли мы чего? И если ваш непоседа тоже в пределах этого возраста, приглашаю присоединиться. Сначала я напишу, что говорят об этом специалисты, потом расскажу, что знает и умеет мой новоиспеченный трехлетка. А потом с удовольствием почитаю ваши комментарии о достижениях вашего умницы, обсудим, послушаем других мамочек. Итак, 

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В 3 ГОДА

1. Физические возможности трехлетнего ребенка

Первые шаги вашего малыша уже позади, теперь он умеет:

  • сохранять равновесие при ходьбе на цыпочках и стоянии на одной ноге;
  • самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, чередуя ноги;
  • подпрыгивать на месте и даже перепрыгивать через невысокие препятствия;
  • спрыгивать со ступеньки;
  • достаточно уверенно и быстро бегать;
  • брать и бросать предметы;
  • заниматься с предметами в соответствии с их назначением и своими желаниями;
  • самостоятельно кататься на трехколесном велосипеде;
  • может съехать с горы на санках без помощи взрослых.

Физические возможности трехлетнего Елисея

В общем, это все он умеет. Только с велосипедом у нас не очень получается. Правда, у нас не трехколесный, а маленький двухколесный с еще двумя колесиками, прикрепленными к заднему колесу для устойчивости.

Зато бегает так, что не догонишь. Прыгает, кувыркается, висит на трапеции и раскачивается. Залезает на шведскую стенку и слезает с нее.

2. Бытовые и санитарно-гигиенические навыки, которыми должен владеть ребенок в 3 года

  • самостоятельно мыть лицо и руки;
  • пользоваться носовым платком;
  • раздеваться, одеваться (не сложные предметы одежды, справляться с молнией, крупными пуговицами), знать последовательность раздевания-одевания одежды, складывать одежду;
  • обуваться (пусть и не на ту ногу) и разуваться с небольшой помощью взрослых, ставить обувь на место;
  • умеет правильно сидеть за столом;
  • аккуратно есть ложкой любую пищу и пить из чашки, соблюдая при этом правила поведения;
  • вытирать губы после еды салфеткой;
  • научился полоскать рот после еды и чистить зубы;
  • знает свое полотенце и его место;
  • освоил пользование горшком;
  • знает, что нельзя забираться на диван в уличной обуви;
  • вернувшись с улицы, снимает обувь в прихожей;
  • замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи. 

Елисей конечно, все это вроде знает и умеет (ключевое слово — вроде :))). Начнем по порядку — самостоятельно мыть лицо и руки. Умеет и даже очень любит это делать. Только после него в ванную комнату не зайти — все залито водой, а со стенок бутылочки с жидким мылом грустно стекают последние капли.

Одеваться-раздеваться умеет, но не любит. Можно полчаса его прождать, при этом выслушивая от него, какой он маленький и бедненький. Потом я не выдерживаю и одеваю его. Обувь, правда, он сам одевает и, когда надо снимает. Но вот сложить и повесить одежду…

Со всем остальным все хорошо. Ой, нет. Очень уж у нас, если положить руку на сердце, страдает поведение. И за столом в том числе. Особенно, если сидит вместе с братом. Иногда даже приходится удалять из-за стола. Характерец, я вам скажу, у него еще тот.

что должен знать и уметь ребенок в 3 года

3. Область познавательного или интеллектуального развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Сюда же можно отнести и развитие речи. Хоть это и обширная тема, которую удобнее рассматривать отдельно, но мы сейчас рассмотрим общие показатели, а о развитии речи потом поговорим в другой статье.

Степень развития психических процессов у трехлетнего ребенка (с 3-х до 4-х) можно оценить по следующим признакам:

  • ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
  • говорит от 300-700 слов, более-менее развернутыми предложениями, пример от Елисея: «Медведь вдруг испугался динозавра, побежал от него, а потом умер. Ну это потому что динозавр его победил» :) ;
  • усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко), не всегда правильно, но это ему еще простительно. Употребляет слова во множественном числе;
  • задает много вопросов: «зачем», «почему» и т.д. (На эту тему у меня есть большая отдельная статья «Как в одной маленькой головке помещается сто тысяч «Почему»?« В ней я с помощью специалистов ответила на вопросы: почему ребенок говорит почему, какой стадии развития он достиг, как реагировать на вопросы, как отвечать и др.)
  • использует в своей речи местоимения: «я», «ты», «он» и т. д. 
  • знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
  • знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный). По некоторым источникам — 4 цвета;
  • знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький», способен научится считать до десяти;
  • понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
  • может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;
  • находит на картинке одинаковые предметы, может подобрать пару к предмету (цветок к вазе, блюдце к чашке, лопатку к ведерку);
  • начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
  • различает понятия «высокий» – «низкий», «длинный» – «короткий», «узкий» –»широкий»;
  • отгадывает загадки, отвечает на вопросы;
  • слушает сказки, рассказы, пересказывает их. Заучивает стихи. Строит рассказы из 2-3 предложений по картинкам,  рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам;
  • вспоминает, что он делал утром, днем, вечером; рассказывает о событии своими словами, сделать выводы из чего-то;
  • умеет подобрать антонимы: огонь — горячий, лёд — …?, лошадь — большая, мышь —…?, мама — женщина, папа — …?
  • знает свои имя и фамилию, имена людей из его ближайшего окружения;
  • рисует (круги, линии, солнышко с лучиками, человечка (схематично, конечно), некоторые детишки больше: домик, машинку и пр.), лепит (простые поделки: гусеницу, снеговика), раскрашивает картинки (разумеется, не идеально), занимается аппликацией (с помощью взрослого), может построить несложное сооружение из конструктора;
  • концентрировать внимание, т. е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3–4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3–4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; найти заплатку к коврику (к красному — красную, с круглой дыркой — круглую и т.п.);
  • начинает ориентироваться во временах года, знает, что снег идет зимой и т.п.;
  • отличает и называет 2-3 дерева;
  • знает много животных, различает диких и домашних, знает, как называются их детеныши, где они живут;
  • называет существенные детали предметов, одежду, все основные части тела;
  • обобщает предметы (мебель, посуда, обувь, одежда, игрушки, животные и т.п.);
  • понимает и выполняет сложные комбинированные команды, например: «Сходи на кухню, возьми яблоко, которое лежит на столе и отнеси его брату, он в большой комнате»;
  • умеет называть различные действия: волк бегает, рыбка плавает, зайчик скачет, кенгуру прыгает и т.д. 

Елисей к своим трем годам большинство из перечисленного умеет и делает. Проверяла на нем по мере написания ))). Смешно получилось с антонимами.  

— Огонь горячий, а лед? —  спрашиваю я.

— Холодный, — отвечает испытуемый. Я продолжаю,

— Лошадь большая, а мышка?

— Маленькая!

— Мама женщина, а папа?

— СЛОН!!!

Ну что тут скажешь :). В остальном, что-то больше, что-то меньше, но выполняет. С рисованием у нас только не очень. В приоритете у него примитивный экспрессионизм, каляки-маляки то есть, а еще боди-арт (рисование на себе или на брате). Он, конечно, говорит, что это у него, к примеру, розовый бегемот, но увы и ах, даже человечка рисует мой абстракционист с трудом. Хотя тут, наверное, я сама виновата. Нужно чаще с ребенком заниматься. Надо перечитать свою же статью «10 советов: Как увлечь ребенка рисованием?«

что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Немного удивилась, что некоторые специалисты утверждают, что в три года ребенок должен знать 4 цвета. Мой старший сын в 1,7 г. знал 11 цветов, а младший в том же возрасте знал 6 цветов. Как я их учила различать цвета, я поделилась в этой статье: «Как научить ребенка различать цвета?» 

4. Что еще должен знать и уметь ребенок в 3 года? Общаться!

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Навыки общения с другими людьми приобретают большое значение. Происходит скачок в отношениях со сверстниками. Если раньше дети играли рядом друг с другом, то теперь они начинают играть вместе, осваивают ролевые игры. И теперь

  •  ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
  • появляется способность воспринимать некоторые правила игры,  подчиняться им;
  • ребенок называет других по имени;
  • ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;
  • «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил;
  • малыш может выражать свое желание, просьбу в вежливой форме, спокойным тоном, употребляя слово «пожалуйста», сказать «будь здоров», «спасибо» и другие «волшебные» слова.

Елисею в плане общения повезло — у него есть  брат, который старше него всего на три года. Общаются по полной программе трех-шестилетнего возраста. Правила игр диктует сам, попробуй не согласись ))). При этом безумно вежлив: «Богдан, давай пожалуйста поиграем вот так… Нееет, я сказал ТАК! Кому говорю ТАК!!!» На этом вербальное общение может перейти к тактильному. Характерец, как я уже упомянула, у него  не простой. Да еще и кризис трех лет настиг.

5. Ко всему вышесказанному можно добавить, что в 3 года у ребенка появляется уверенность в своих силах, он вполне может справиться со своим страхом, проявляет сообразительность, настойчивость. Ему доступно и эстетическое удовольствие, вызванное красивой вещью, картиной, цветами или музыкой.

что должен знать и уметь ребенок в три года

Три года — очень интересный возраст.  Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение с родителями, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых.

Нельзя не сказать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Он не обязан знать и уметь в 3 года все, что здесь написано. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими наклонностями, способностями и интересами. Да-да уже в этом возрасте.

Кстати, некоторые специалисты считают, что к трем годам уже нужно рассмотреть к чему тяготеет ребенок и развивать его в этом направлении. Занимаясь любимым делом, он вырастет гармоничной и счастливой личностью. Если честно, я не могу точно определить, к чему больше тяготеет даже шестилетний Богдан, что там про Елисея говорить.

Но меня это не пугает, потому что я знаю, что с этим делать. Знаю, как легко и точно определить наклонности своих детей. И с удовольствием расскажу вам об этом. Только уже в следующий раз. Подписывайтесь на обновления, если еще не сделали это. Обещаю, что будет интересно!

С уважением и любовью,

Юлия Халова.

Подпишитесь на обновления и поделитесь с друзьями!

Комментарии к статье:

  1. А папа — слон! Смеемся всей семьей! И боди-арт очень напоминает наши «временные тату» на телах обоих.
    Арсений младше Елисея на семь месяцев, и часть списка уже точно можно маркировать «выполнено». Особенно это касается прыжков, бега и прочей активной деятельности. Да и характер тоже проявляется. Вот бы к трем годам говорить еще научился бы хорошо.
    Спасибо за великолепнейшую статью! А самое главное: Поздравляю тебя с рождением младшего сынишки! Пусть его веселое озорство тебя радует и не огорчает, а неуемная фантазия и активность дарит много свежих красок и чудесных мгновений всей вашей семье! Елисейке желаю много радости, здоровья и достижения всех желаний (пусть даже самых нереальных). Да и динозавр всяко сильнее медведя. Я согласна!
    PS: А смайлики почему-то не хотят вставляться. Поэтому тебе, как прекрасной маме именника, дарю словами — огромный букет роз!

    • Юлия Халова:

      Сегодня смывала очередной боди-арт )))

      У нас Елисей тоже заранее начал список маркировать  =) А говорить он вообще рано начал. 

      А что ты вкладываешь в понятие «хорошо говорить»? В вашем возрасте главное, чтобы фраза была сформирована хотя бы из 2-3 слов, а уж как он эту фразу будет выговаривать, это уже не так важно )))

      Спасибо тебе, Мила, за поздравления! Очень приятно! А твои теплые слова мне так хорошо всегда ложатся на душу! Спасибо!  :-*

  2. Очень интересная статья! Хотя сынуле пока 2,4 и многое из перечисленного нам предстоит еще научиться, почитала с удовольствием про вашего мальчишку, посмеялась от души ))) и порадовалась вашим успехам искренне. Здоровья вам! А характер у вашего малыша нормальный, он такой какой есть — он уникальный.

    • Юлия Халова:

      Юлия, спасибо!

      Вы уже совсем скоро дорастете до трехлетнего рубежа. И уже будете знать, чего ожидать  =) 

      Ну, да — уникальный! Как и все мы!

       

       

       

       

      • Кстати, к перечню навыков можно еще добавить умение включать компьютер, находить и запускать на нем мультики ))) современным детям жизненно необходимо это умение и многие к 3 годам все это умеют )))

        • Юлия Халова:

          Да, точно подмечено! У моей подруги сын уже в 2 года мог запустить нужную ему игру на компьютере.
          Кстати, мой Елисей пользоваться компьютером не умеет. Мышкой пользуется, любит онлайн раскраски, игру «Лунтик познает мир», но и то с моей помощью.
          Да что там говорить, у меня и старший сын (6 лет) с компьютером на Вы. Он вообще к нему равнодушен. Иногда просит, чтобы я нашла в Интернете для него то-то или то-то и все.

  3. Да статья интересная. Но вот только столько всяких требований к ребенку( Он уже должен знать то-то или то-то. Если честно в садике уже надоели постоянно повторять, что мой ребенок не умеет то что должен по каким то там нормативам. Мне кажется ребенок должен расти просто, без всяких там должен.

    • Юлия Халова:

      Более того — каждый ребенок индивидуален!
      Статья не более, чем ориентир. Ребенок не должен знать и уметь все, что здесь написано. Тем более, что 3 года и 1 месяц — это одно, а 3 года и 11 месяцев — это совсем другое. Стоит насторожиться только тогда, если ребенок в три года не знает и не умеет ничего или почти ничего из перечисленного.
      Не обращайте внимания на слова воспитателей. Не все из них чувствуют детей. В основном они слепо руководствуются заученными нормативами: шаг влево, шаг вправо вводит их в ступор и заставляют вешать ярлыки. Удачи!

  4. Поздравляю вас и вашего сынишку с днем рождения. Пусть растет необыкновенным, творческим и умным. Статья полезная.Моя внучка уже переросла этот возраст-ей 4,5 года.Но дети от 3 до 5-6 лет- уникальный возраст почемучек. Так жалко, что они быстро растут. *IN LOVE*

    • Юлия Халова:

      Спасибо, Ольга, большое!
      Действительно жаль, что детки наши слишком быстро растут. Но зато как они сами торопят время, так хотят побыстрее вырасти :)

  5. Юлия, дракон — просто шедевр!

  6. Екатерина:

    Что- то не видела ребенка , который знает 1000-1500 слов, Сын очень рано стал ходить и говорить. в 2 года наизусть читал Бородино , но это не 1500 слов, а внук так не говорит. Хотя сыну все давалось легко. Когда-то в 10 классе нам часто проводил занятия член академии союза писателей-он же был зав кафедрой советской и русской литературы в ЛГУ. Он говорил ,если человек знает 1000 слов и может сказать ,чтоб его понял дурак. Это значит, что он хорошо знает русский язык. А вы говорите о ребенке 3 лет. Чушь. Не видела ребенка,который знает 1500 слов
     

    • Юлия Халова:

      Екатерина, здесь ключевое слово – знает. Не говорит! А говорит от 300 до 700 слов. В 2 года можно, конечно, наизусть рассказывать Бородино, но понимает ли он он продекламированное? 
      А вот, если малышу больше читать детских и более понятных для его восприятия стихов и рассказов, изучать с ним животных, различные предметы быта и прочее прочее, то его пассивный словарный запас может быть вполне весомым. Активный, конечно, всегда будет полегче.

Оставить свой комментарий

ПОДАРОК для заботливой мамы от автора!

Как избавиться от страха за ребенка

«Шахматы — нечто больше, чем игра» ((с)Капабланка)

Оригинальный подарок для любого ребёнка!