. Получай новые статьи себе на почту:

Елисейка, клуб заботливых мамочек

Как попасть в БАЛЕТ и остаться в нём навсегда? Все ответы здесь ↓↓↓

Лучшие комментаторы месяца

Мои статьи публикуют эти журналы:

coverImage-0t3mfg3
Catalog

Мой Инстаграм

Instagram

Архивы

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года ?

.
Август 13th, 2013
Автор: Юлия Халова

что должен знать и уметь ребенок в 3 годаЗдравствуйте, дорогие мои читатели — посетители Клуба заботливых мамочек! Для начала хочу извиниться перед теми, кто читает мой блог регулярно и с нетерпением ждет новых публикаций. Знаю, что такие есть, и мне, конечно же, это очень приятно.

За последнее время я настолько занята, что не успеваю похозяйничать в Клубе. Надеюсь, что скоро у меня все войдет в нормальное русло и река из моих постов вновь станет полноводной и бурливой.

Одна из причин моей занятости — ремонт в квартире. Те, кому известна эта стихия, поймут меня хорошо :). Мне иногда кажется, что лучше бы я сама делала этот несчастный ремонт, чем следила  за рабочими. А обои с мужем никто не выбирал? Если хотите получше его узнать, а заодно и себя тоже — рекомендую рискнуть :)))

А еще моему младшему сыночку Елисейке 4 августа исполнилось 3 года! Он родился в самый пик небывалой жары аномального лета 2010 года. Тогда я думала, что оно никогда не закончится. Но вот, прошло уже 3 года. Где абсолютная беспомощность моего маленького Лисеночка и полная зависимость от меня? Теперь такое вытворит или скажет, что я просто удивляюсь, как трехлетний карапуз на это способен.

Кстати, не повод ли это разобраться, что должен знать и уметь ребенок в 3 года? Не упустили ли мы чего? И если ваш непоседа тоже в пределах этого возраста, приглашаю присоединиться. Сначала я напишу, что говорят об этом специалисты, потом расскажу, что знает и умеет мой новоиспеченный трехлетка. А потом с удовольствием почитаю ваши комментарии о достижениях вашего умницы, обсудим, послушаем других мамочек. Итак, 

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В 3 ГОДА

1. Физические возможности трехлетнего ребенка

Первые шаги вашего малыша уже позади, теперь он умеет:

  • сохранять равновесие при ходьбе на цыпочках и стоянии на одной ноге;
  • самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, чередуя ноги;
  • подпрыгивать на месте и даже перепрыгивать через невысокие препятствия;
  • спрыгивать со ступеньки;
  • достаточно уверенно и быстро бегать;
  • брать и бросать предметы;
  • заниматься с предметами в соответствии с их назначением и своими желаниями;
  • самостоятельно кататься на трехколесном велосипеде;
  • может съехать с горы на санках без помощи взрослых.

Физические возможности трехлетнего Елисея

В общем, это все он умеет. Только с велосипедом у нас не очень получается. Правда, у нас не трехколесный, а маленький двухколесный с еще двумя колесиками, прикрепленными к заднему колесу для устойчивости.

Зато бегает так, что не догонишь. Прыгает, кувыркается, висит на трапеции и раскачивается. Залезает на шведскую стенку и слезает с нее.

2. Бытовые и санитарно-гигиенические навыки, которыми должен владеть ребенок в 3 года

  • самостоятельно мыть лицо и руки;
  • пользоваться носовым платком;
  • раздеваться, одеваться (не сложные предметы одежды, справляться с молнией, крупными пуговицами), знать последовательность раздевания-одевания одежды, складывать одежду;
  • обуваться (пусть и не на ту ногу) и разуваться с небольшой помощью взрослых, ставить обувь на место;
  • умеет правильно сидеть за столом;
  • аккуратно есть ложкой любую пищу и пить из чашки, соблюдая при этом правила поведения;
  • вытирать губы после еды салфеткой;
  • научился полоскать рот после еды и чистить зубы;
  • знает свое полотенце и его место;
  • освоил пользование горшком;
  • знает, что нельзя забираться на диван в уличной обуви;
  • вернувшись с улицы, снимает обувь в прихожей;
  • замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи. 

Елисей конечно, все это вроде знает и умеет (ключевое слово — вроде :))). Начнем по порядку — самостоятельно мыть лицо и руки. Умеет и даже очень любит это делать. Только после него в ванную комнату не зайти — все залито водой, а со стенок бутылочки с жидким мылом грустно стекают последние капли.

Одеваться-раздеваться умеет, но не любит. Можно полчаса его прождать, при этом выслушивая от него, какой он маленький и бедненький. Потом я не выдерживаю и одеваю его. Обувь, правда, он сам одевает и, когда надо снимает. Но вот сложить и повесить одежду…

Со всем остальным все хорошо. Ой, нет. Очень уж у нас, если положить руку на сердце, страдает поведение. И за столом в том числе. Особенно, если сидит вместе с братом. Иногда даже приходится удалять из-за стола. Характерец, я вам скажу, у него еще тот.

что должен знать и уметь ребенок в 3 года

3. Область познавательного или интеллектуального развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Сюда же можно отнести и развитие речи. Хоть это и обширная тема, которую удобнее рассматривать отдельно, но мы сейчас рассмотрим общие показатели, а о развитии речи потом поговорим в другой статье.

Степень развития психических процессов у трехлетнего ребенка (с 3-х до 4-х) можно оценить по следующим признакам:

  • ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
  • говорит от 300-700 слов, более-менее развернутыми предложениями, пример от Елисея: «Медведь вдруг испугался динозавра, побежал от него, а потом умер. Ну это потому что динозавр его победил» :) ;
  • усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко), не всегда правильно, но это ему еще простительно. Употребляет слова во множественном числе;
  • задает много вопросов: «зачем», «почему» и т.д. (На эту тему у меня есть большая отдельная статья «Как в одной маленькой головке помещается сто тысяч «Почему»?« В ней я с помощью специалистов ответила на вопросы: почему ребенок говорит почему, какой стадии развития он достиг, как реагировать на вопросы, как отвечать и др.)
  • использует в своей речи местоимения: «я», «ты», «он» и т. д. 
  • знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
  • знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный). По некоторым источникам — 4 цвета;
  • знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький», способен научится считать до десяти;
  • понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
  • может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;
  • находит на картинке одинаковые предметы, может подобрать пару к предмету (цветок к вазе, блюдце к чашке, лопатку к ведерку);
  • начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
  • различает понятия «высокий» – «низкий», «длинный» – «короткий», «узкий» –»широкий»;
  • отгадывает загадки, отвечает на вопросы;
  • слушает сказки, рассказы, пересказывает их. Заучивает стихи. Строит рассказы из 2-3 предложений по картинкам,  рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам;
  • вспоминает, что он делал утром, днем, вечером; рассказывает о событии своими словами, сделать выводы из чего-то;
  • умеет подобрать антонимы: огонь — горячий, лёд — …?, лошадь — большая, мышь —…?, мама — женщина, папа — …?
  • знает свои имя и фамилию, имена людей из его ближайшего окружения;
  • рисует (круги, линии, солнышко с лучиками, человечка (схематично, конечно), некоторые детишки больше: домик, машинку и пр.), лепит (простые поделки: гусеницу, снеговика), раскрашивает картинки (разумеется, не идеально), занимается аппликацией (с помощью взрослого), может построить несложное сооружение из конструктора;
  • концентрировать внимание, т. е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3–4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3–4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; найти заплатку к коврику (к красному — красную, с круглой дыркой — круглую и т.п.);
  • начинает ориентироваться во временах года, знает, что снег идет зимой и т.п.;
  • отличает и называет 2-3 дерева;
  • знает много животных, различает диких и домашних, знает, как называются их детеныши, где они живут;
  • называет существенные детали предметов, одежду, все основные части тела;
  • обобщает предметы (мебель, посуда, обувь, одежда, игрушки, животные и т.п.);
  • понимает и выполняет сложные комбинированные команды, например: «Сходи на кухню, возьми яблоко, которое лежит на столе и отнеси его брату, он в большой комнате»;
  • умеет называть различные действия: волк бегает, рыбка плавает, зайчик скачет, кенгуру прыгает и т.д. 

Елисей к своим трем годам большинство из перечисленного умеет и делает. Проверяла на нем по мере написания ))). Смешно получилось с антонимами.  

— Огонь горячий, а лед? —  спрашиваю я.

— Холодный, — отвечает испытуемый. Я продолжаю,

— Лошадь большая, а мышка?

— Маленькая!

— Мама женщина, а папа?

— СЛОН!!!

Ну что тут скажешь :). В остальном, что-то больше, что-то меньше, но выполняет. С рисованием у нас только не очень. В приоритете у него примитивный экспрессионизм, каляки-маляки то есть, а еще боди-арт (рисование на себе или на брате). Он, конечно, говорит, что это у него, к примеру, розовый бегемот, но увы и ах, даже человечка рисует мой абстракционист с трудом. Хотя тут, наверное, я сама виновата. Нужно чаще с ребенком заниматься. Надо перечитать свою же статью «10 советов: Как увлечь ребенка рисованием?«

что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Немного удивилась, что некоторые специалисты утверждают, что в три года ребенок должен знать 4 цвета. Мой старший сын в 1,7 г. знал 11 цветов, а младший в том же возрасте знал 6 цветов. Как я их учила различать цвета, я поделилась в этой статье: «Как научить ребенка различать цвета?» 

4. Что еще должен знать и уметь ребенок в 3 года? Общаться!

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Навыки общения с другими людьми приобретают большое значение. Происходит скачок в отношениях со сверстниками. Если раньше дети играли рядом друг с другом, то теперь они начинают играть вместе, осваивают ролевые игры. И теперь

  •  ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
  • появляется способность воспринимать некоторые правила игры,  подчиняться им;
  • ребенок называет других по имени;
  • ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;
  • «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил;
  • малыш может выражать свое желание, просьбу в вежливой форме, спокойным тоном, употребляя слово «пожалуйста», сказать «будь здоров», «спасибо» и другие «волшебные» слова.

Елисею в плане общения повезло — у него есть  брат, который старше него всего на три года. Общаются по полной программе трех-шестилетнего возраста. Правила игр диктует сам, попробуй не согласись ))). При этом безумно вежлив: «Богдан, давай пожалуйста поиграем вот так… Нееет, я сказал ТАК! Кому говорю ТАК!!!» На этом вербальное общение может перейти к тактильному. Характерец, как я уже упомянула, у него  не простой. Да еще и кризис трех лет настиг.

5. Ко всему вышесказанному можно добавить, что в 3 года у ребенка появляется уверенность в своих силах, он вполне может справиться со своим страхом, проявляет сообразительность, настойчивость. Ему доступно и эстетическое удовольствие, вызванное красивой вещью, картиной, цветами или музыкой.

что должен знать и уметь ребенок в три года

Три года — очень интересный возраст.  Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение с родителями, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых.

Нельзя не сказать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Он не обязан знать и уметь в 3 года все, что здесь написано. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими наклонностями, способностями и интересами. Да-да уже в этом возрасте.

Кстати, некоторые специалисты считают, что к трем годам уже нужно рассмотреть к чему тяготеет ребенок и развивать его в этом направлении. Занимаясь любимым делом, он вырастет гармоничной и счастливой личностью. Если честно, я не могу точно определить, к чему больше тяготеет даже шестилетний Богдан, что там про Елисея говорить.

Но меня это не пугает, потому что я знаю, что с этим делать. Знаю, как легко и точно определить наклонности своих детей. И с удовольствием расскажу вам об этом. Только уже в следующий раз. Подписывайтесь на обновления, если еще не сделали это. Обещаю, что будет интересно!

С уважением и любовью,

Юлия Халова.

Подпишитесь на обновления и поделитесь с друзьями!

Комментарии к статье:

  1. А папа — слон! Смеемся всей семьей! И боди-арт очень напоминает наши «временные тату» на телах обоих.
    Арсений младше Елисея на семь месяцев, и часть списка уже точно можно маркировать «выполнено». Особенно это касается прыжков, бега и прочей активной деятельности. Да и характер тоже проявляется. Вот бы к трем годам говорить еще научился бы хорошо.
    Спасибо за великолепнейшую статью! А самое главное: Поздравляю тебя с рождением младшего сынишки! Пусть его веселое озорство тебя радует и не огорчает, а неуемная фантазия и активность дарит много свежих красок и чудесных мгновений всей вашей семье! Елисейке желаю много радости, здоровья и достижения всех желаний (пусть даже самых нереальных). Да и динозавр всяко сильнее медведя. Я согласна!
    PS: А смайлики почему-то не хотят вставляться. Поэтому тебе, как прекрасной маме именника, дарю словами — огромный букет роз!

    • Юлия Халова:

      Сегодня смывала очередной боди-арт )))

      У нас Елисей тоже заранее начал список маркировать  =) А говорить он вообще рано начал. 

      А что ты вкладываешь в понятие «хорошо говорить»? В вашем возрасте главное, чтобы фраза была сформирована хотя бы из 2-3 слов, а уж как он эту фразу будет выговаривать, это уже не так важно )))

      Спасибо тебе, Мила, за поздравления! Очень приятно! А твои теплые слова мне так хорошо всегда ложатся на душу! Спасибо!  :-*

  2. Очень интересная статья! Хотя сынуле пока 2,4 и многое из перечисленного нам предстоит еще научиться, почитала с удовольствием про вашего мальчишку, посмеялась от души ))) и порадовалась вашим успехам искренне. Здоровья вам! А характер у вашего малыша нормальный, он такой какой есть — он уникальный.

    • Юлия Халова:

      Юлия, спасибо!

      Вы уже совсем скоро дорастете до трехлетнего рубежа. И уже будете знать, чего ожидать  =) 

      Ну, да — уникальный! Как и все мы!

       

       

       

       

      • Кстати, к перечню навыков можно еще добавить умение включать компьютер, находить и запускать на нем мультики ))) современным детям жизненно необходимо это умение и многие к 3 годам все это умеют )))

        • Юлия Халова:

          Да, точно подмечено! У моей подруги сын уже в 2 года мог запустить нужную ему игру на компьютере.
          Кстати, мой Елисей пользоваться компьютером не умеет. Мышкой пользуется, любит онлайн раскраски, игру «Лунтик познает мир», но и то с моей помощью.
          Да что там говорить, у меня и старший сын (6 лет) с компьютером на Вы. Он вообще к нему равнодушен. Иногда просит, чтобы я нашла в Интернете для него то-то или то-то и все.

  3. Да статья интересная. Но вот только столько всяких требований к ребенку( Он уже должен знать то-то или то-то. Если честно в садике уже надоели постоянно повторять, что мой ребенок не умеет то что должен по каким то там нормативам. Мне кажется ребенок должен расти просто, без всяких там должен.

    • Юлия Халова:

      Более того — каждый ребенок индивидуален!
      Статья не более, чем ориентир. Ребенок не должен знать и уметь все, что здесь написано. Тем более, что 3 года и 1 месяц — это одно, а 3 года и 11 месяцев — это совсем другое. Стоит насторожиться только тогда, если ребенок в три года не знает и не умеет ничего или почти ничего из перечисленного.
      Не обращайте внимания на слова воспитателей. Не все из них чувствуют детей. В основном они слепо руководствуются заученными нормативами: шаг влево, шаг вправо вводит их в ступор и заставляют вешать ярлыки. Удачи!

  4. Поздравляю вас и вашего сынишку с днем рождения. Пусть растет необыкновенным, творческим и умным. Статья полезная.Моя внучка уже переросла этот возраст-ей 4,5 года.Но дети от 3 до 5-6 лет- уникальный возраст почемучек. Так жалко, что они быстро растут. *IN LOVE*

    • Юлия Халова:

      Спасибо, Ольга, большое!
      Действительно жаль, что детки наши слишком быстро растут. Но зато как они сами торопят время, так хотят побыстрее вырасти :)

  5. Юлия, дракон — просто шедевр!

  6. Екатерина:

    Что- то не видела ребенка , который знает 1000-1500 слов, Сын очень рано стал ходить и говорить. в 2 года наизусть читал Бородино , но это не 1500 слов, а внук так не говорит. Хотя сыну все давалось легко. Когда-то в 10 классе нам часто проводил занятия член академии союза писателей-он же был зав кафедрой советской и русской литературы в ЛГУ. Он говорил ,если человек знает 1000 слов и может сказать ,чтоб его понял дурак. Это значит, что он хорошо знает русский язык. А вы говорите о ребенке 3 лет. Чушь. Не видела ребенка,который знает 1500 слов
     

    • Юлия Халова:

      Екатерина, здесь ключевое слово – знает. Не говорит! А говорит от 300 до 700 слов. В 2 года можно, конечно, наизусть рассказывать Бородино, но понимает ли он он продекламированное? 
      А вот, если малышу больше читать детских и более понятных для его восприятия стихов и рассказов, изучать с ним животных, различные предметы быта и прочее прочее, то его пассивный словарный запас может быть вполне весомым. Активный, конечно, всегда будет полегче.

Оставить свой комментарий

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 

ПОДАРОК для заботливой мамы от автора!

Как избавиться от страха за ребенка

«Шахматы — нечто больше, чем игра» ((с)Капабланка)

Оригинальный подарок для любого ребёнка!